Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, основной целью антикризисного управления является ранняя диагностика ожидаемого кризиса, восстановление равновесия предприятия и обеспечение благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Антикризисное управление - это управление, включающее в себя комплекс мер, начиная с диагностики кризиса и заканчивая разработкой и внедрением антикризисной стратегии предприятия (стабилизационная программа). Антикризисное управление - это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации [5, с. 55].
Под антикризисным управлением С. А. Попов понимает такое управление, «которое направлено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, на обеспечение его стабильного, успешного управления с ориентацией расширенного воспроизводства на наиболее современной основе на собственные сбережения» [7, с. 75].
То-есть, под антикризисным управлением понимается либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
2. Стратегическое целеполагание в антикризисном управлении
Важным моментом является разработка антикризисной стратегии компании.
Существуют: стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия подрывается или разрушается и нет возможности создать новый; кризис результатов (операционный кризис), когда предприятие терпит убытки и переходит в ситуацию дефицита баланса; кризис ликвидности – растущие потери грозят потерей платежеспособности. Именно стратегический кризис наиболее опасен для компании.
В стратегическом антикризисном управлении в организации существует четыре уровня стратегии. Первый уровень – корпоративный - присутствует в компаниях, работающих в нескольких сферах бизнеса, то есть в концернах и конгломератах. Здесь принимаются решения о покупке, продаже, ликвидации и перепрофилировании отдельных направлений бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными направлениями бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется управление глобальными финансовыми ресурсами [3, с. 77].
Второй уровень - это уровень первых менеджеров недиверсифицированных организаций, входящих в состав диверсифицированных или полностью независимых организаций, отвечающих за разработку и реализацию бизнес-стратегий. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия на основе корпоративного стратегического плана, основной целью которого является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.
Третий уровень – функциональный – характерен для руководителей функциональных направлений: финансы, маркетинг, разработка новых продуктов и услуг, производство, управление персоналом и др.
Четвертый уровень является линейным – это уровень руководителей подразделений организации или ее территориально удаленных частей, таких как представительства и филиалы.
Стратегический процесс разработки и реализации стратегии включает в себя следующие этапы [2, с. 168]:
- анализ внешней среды предприятия и диагностика внутренних ресурсов предприятия;
- изложение миссии и целей компании (дерево целей);
- выявление стратегической проблемы и необходимости (необходимости) стратегических действий;
- разработка стратегических альтернатив, которые могут быть использованы для решения стратегической задачи; анализ стратегических
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. Д. Корягина. − М.: Издательство Юрайт, 2016. − 367 с.
2. Геращенко И.П. Эволюционный подход к понятию стратегии развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2008. – №5. – №1 (110). − С.168–172
3. Добровинский А.П. Д56 Антикризисное управление организацией: учебное пособие / А.П. Добровинский; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 240 с.
4. Долгоруков. A.M. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий // A.M. Долгоруков. // М.: ООО «1-С Паблишинг» 2004. – 367 с.
5. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. − М.: Издательство Юрайт, 2014. − 406 с.
6. Павлова В.А. О программном подходе к реализации стратегии / В.А. Павлова, В.Н Орлова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. − 2012. − № 1. − С. 64-70.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учеб.-практич. Пособие / С.А. Попов. – М.: Изд-во Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 448 с.
8. Рудый К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика / К.В. Рудый. – М.: Новое знание, 2013. – 399 с.